Самодельный низковольтный паяльник

Каждому автомобилисту иногда в дороге может потребоваться источник постоянного напряжения для запитки какого-нибудь устройства. Например, маломощного паяльника или небольшого вентилятора. Хорошо, если имеется оборудование, работающее от 12 В. – тогда можно использовать бортовую сеть из «прикуривателя». А как быть в случае. Когда требуется меньшее напряжение?

На помощь придет несложный ШИМ-регулятор на базе аналогового таймера NE555 и MOSFET-транзистора IRF-3205.

Представленная схема довольна проста и повторить ее смогут даже неискушенные радиолюбители. С ее помощью регулирование происходит в диапазонах 0-98% от номинального напряжения.

Автомобильный паяльник своими руками или простой регулятор для прикуривателя авто

Не вдаваясь в дебри происходящих процессов работу схемы двумя словами можно объяснить следующим образом.

NE555 следит за напряжением на входном конденсаторе С3. В то время, когда оно достигнет максимума, открывается транзистор и происходит замыкание вывода (7)на землю. При этом с выхода таймера снимается логический ноль. С3 начинает разряжаться через(7) и в момент полной разрядки, система перекинется в противоположное состояние — выходIRF3205 закрыт. Конденсатор начинает снова заряжаться и цикл возобновляется.

Вращение переменного сопротивления R4 приводит к сдвигу соотношений сопротивлений верхнего и нижнего плеч. Другими словами, изменяется отношение длины импульса к паузе.

Добавив дополнительный диод, параллельно соединенный с выходом (на схеме отсутствует), можно защитить полевик от пробоя.

Один из вариантов печатной платы для SMD-монтажа приведен на рисунке.

Автомобильный паяльник своими руками или простой регулятор для прикуривателя авто

Автомобильный паяльник своими руками или простой регулятор для прикуривателя авто

Разводка здесь не совсем стандартная, но отклонение от принятых норм никак не сказывается на работоспособность устройства, в то же время позволяя максимально уменьшить габариты схемы, которая в собранном виде легко помещается в любой корпус от старого зарядного устройства.

Автомобильный паяльник своими руками или простой регулятор для прикуривателя авто

Если при монтаже не было допущено ошибок, регулятор начинает работать сразу же и не требует наладки.

Список элементов:
  1. Таймер NE555DT — 1шт;
  2. Полевой транзистор IRF3205 — 1шт;
  3. Диоды LL4148 — 2шт;
  4. Резисторы 1кОм (0805) — 3шт;
  5. Конденсатор 10нФ (0805) — 2шт;
  6. Конденсатор 150нФ (0805) — 1шт;
  7. Потенциометр 10кОм — 1шт.

Вместо указанного транзистора можно поставить отечественный КП783а – это полные аналоги. Диоды ставятся любые, желательно малогабаритные. Допускается небольшое отклонение от емкостей конденсаторов, здесь это не критично. Переменный резистор – логарифмический (импортная маркировка «B», у советских и российских деталей – «А»).

Автомобильный паяльник своими руками или простой регулятор для прикуривателя авто

 

Автор: Николай Владимирович 


 

Загрузка...

Похожее ...

1 Комментарий

  1. Владимир:

    Маркировка переменного резистора как раз наоборот . У советского «В» , у западного «А»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре + четырнадцать =