Современное зарядное устройство с цифровым индикатором

готовая сборка

Чрезмерный ток заряда опасен для автомобильного аккумулятора. Особенно это актуально, когда батарея была сильно разряжена, а затем её подцепили заражаться от фиксированного напряжения 14 В. Большой ток губительно влияет на пластины с губчатым свинцом, разрушая их и уменьшая емкость аккумулятора.

Вот почему каждым производителем автомобильных аккумуляторов рекомендуется строго придерживаться зарядного тока, при котором батарея прослужит полностью свой срок эксплуатации. Обычно ток заряда равен 0.1 от указанной емкости.

Отличную стабилизацию тока обеспечивают сложные зарядные устройства на микроконтроллере. Стоимость таких зарядных сопоставима с новым аккумулятором для автомобиля. Поэтому есть смысл самому собрать микропроцессорное зарядное. Такое устройство автоматически отключается по истечении устанавливаемого времени заряжания от 1 до 10 часов, и точно поддерживает требуемый ток.

схема

Плюс после выпрямительного моста VD1-VD4 напрямую выводится на аккумуляторную батарею, а минус подается через измерительный резистор R2, регулирующий тиристор VS1 и защитный диод VD8.

Для работы 8-разрядного микроконтроллера AT89c2051 требуется прошивка управления зарядным устройством, она в конце статьи в Прикрепленных файлах.

Запуск и остановка процесса зарядки осуществляется кнопкой S1. Только после нажатия на неё начинает работать цифровой индикатор HG1, на котором отображается время заряжания в часах. Сначала высвечивается цифра 9 и постепенно уменьшается до нуля, пока зарядное не отключится. Одновременно с нажатием кнопки, загорается светодиод HL1, сообщая о том, что аккумуляторная батарея начала заряжаться.

Уменьшение времени заряжания происходит при удержании кнопки S1 нажатой более 2 сек. При этом на цифровом дисплее каждые 2 сек. будет происходить обратный отсчет времени заряжания.

Величина зарядного тока регулируется переменным резистором R12.

Измерение зарядного тока осуществляется амперметром на 10 А, подключенным к измерительному резистору R2. Также сгодится миллиамперметр 1–10 мА, только его важно подключить к R2 через дополнительный токоограничивающий резистор.

По этой схеме можно собрать очень мощное зарядное устройство на ток вплоть до 100 А. Это осуществимо, если подобрать трансформатор, диодный мост, тиристор и резистор R2 соответствующими по мощности. И конечно же использовать для соединения многожильные медные провода сечением не меньше 35 мм. кв. в двойной изоляции.

SAMSUNG DIGITAL CAMERA

Для точности измерения тока амперметром, резистор R2 должен удовлетворять условию — падение напряжения на нём должно составлять 1 В при максимально возможном токе заряда. Естественно, что резистор на 100 А, сопротивлением 0.01 Ом, намотанный 4-милиметровой нихромовой проволокой, придется устанавливать на отдельное крепление. Но для 10-амперного зарядного устройства достаточно сделать 4 витка нихромовой проволоки диаметром 1 мм вокруг прутка в 6 мм, а готовый резистор закрепить на плате при помощи винтов М3.

Плата

Плата

Схема управления зарядного устройства помещается на печатной плате размером 74х64 мм. Трансформатор на 100–120 Вт, диодный мост, тиристор, переменный резистор R12, кнопка S1, цифровой индикатор HG1, светодиод HL1 устанавливаются вне платы.

готовая сборка

Настройка зарядного устройства производится со снятым микроконтроллером при первом включении. Поэтому для микросхемы AT89c2051 желательно предусмотреть гнездо на печатной плате.

После включения в розетку следует проверить, есть ли напряжение 5 В на стабилизаторе 142ЕН5. Важно также убедиться, что ни на одном контакте гнезда микроконтроллера нет напряжения свыше 5 В.

Затем вытягиваем вилку из розетки, вставляем микросхему в гнездо. На её выводе 3 должны наблюдаться импульсы в 1 сек. Если их нет, тогда следует проверить генерацию на одном из выводов кварцевого резонатора X1.

На выводе 2 микросхемы должны быть короткие импульсы 10 мс. Если их нет, тогда надо проверить наличие таких же импульсов на выводе 6.

После нажатия на кнопку S1 должен засветиться светодиод HL1 и пойти ток на зарядку аккумулятора.

Порядок работы с зарядным устройством: подсоединять и отсоединять аккумуляторную батарею только при отсутствии зарядного тока, когда светодиод и цифровой индикатор не светятся. После погасания светодиода аккумулятор можно отсоединить, процесс зарядки завершен.

 

Прикрепленные файлы: СКАЧАТЬ

Автор: Попов Евгений Александрович

 


 


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 1
  1. Иван

    почему нет списка элементов

Добавить комментарий

11 − 10 =