Многие датчики автомобиля требуют аккуратного обращения. Их нельзя мыть в спирте, окунать в соляную кислоты или обрабатывать очистителями. Внутренние части датчиков подвергаются сильному разрушению от таких процедур.
Для анализа возьмем три устройства:
- Датчик массового расхода воздуха (Bosch 0280218116);
- Датчик кислорода (Bosch 0258006537);
- Датчик фаз (141.3855).
Датчик расхода воздуха
Расходомер воздуха выполнен в виде чувствительного элемента, состоящего полностью из кристалла кремния. На него нанесены тонкие слои платины.
На фото хорошо видно этот кристалл с обратно стороны корпуса. Обычно его путают с диодом и пытаются мыть.
Тут сигналы переводятся из аналогового в цифровой вариант.
Микропроводники соединяют кристалл с печатной платой АЦП-преобразователя. При попадании сюда чистящего средства на пластине меняется сопротивление микронных слоев, и датчик довольно быстро выходит из строя.
Датчик кислорода
Иногда этот датчик называют Ламбда-Зонд.
Для того чтобы проникнуть внутрь устройства, его придется распилить. На фото хорошо видна поломка керамической пластины.
Датчик кислорода работает как гальванический элемент. Функцию электролита выполняет твердая керамика, которая покрыта двумя разными по электропроводности металлами. Ламбда-Зонд работает только в горячей среде, потому что электролит приобретает свою проводимость при высоких значениях температуры.
Устройство переключает выходящий сигнал и передает на ЭБУ напряжение. Электронная система контролирует оптимальное соотношение воздуха и топлива в камерах сгорания. При пониженных температурах или запуске двигателя осуществляется принудительный нагрев тела пластины встроенным в нее элементом.
Внутренняя часть датчика показана на следующих фото:
Керамическая пластина крепится к контактам с помощью зажима, наподобие прищепки.
Такие контакты ни в коем случае не стоит протирать кислотой.
Датчик фаз
Иначе это устройство называют датчиком распределительного вала.
Датчик передает на ЭБУ данные о положении распределительного вала, количестве открытых клапанов и фазе газораспределения. После получения импульса электронная система открывает или закрывает форсунку, впрыскивает бензин в цилиндр. Датчик регулирует последовательность впрыска топлива. Если по какой-либо причине устройство ломается, то двигатель переходит в неэкономичный режим работы, открывая сразу две форсунки одновременно.
За счет изменения магнитного поля осуществляется работа чувствительного элемента датчика. На рисунке показан датчик Холла, имеющий три ножки.
Датчик фаз размещен в центре металлического сердечника. Устройство вкручено в центр небольшого магнита, который со временем потрескался и начал крошится.
На поверхности образовалась магнитная крошка. На фото представлены схема преобразователя и общий вид датчика.
Адекватная и синхронная работа датчика фаз осуществляется за счет специального выступа на шестерне РВ.
Для большей наглядности можно привести схему кристалла ДМРВ. Рисунок выполнен на основе данных полученных при большом увеличении.
Стоит также предостеречь автолюбителей от неправильной очистки шрусов. Для ухода за ними существует специальный ремкомплект. Если следовать указаниям в инструкции, то детали автомобиля прослужат гораздо дольше.